Дороги, «Лидеры Тамбовщины», мусор, низкие доходы, коррупция и сила «Фейсбука»: что повлияло на позиции Александра Никитина в Национальном рейтинге за 2019 год

Глава администрации Тамбовской области оказался в середине списка по результатам подсчёта в рамках нацпроекта «Национальный рейтинг» (до июля 2015 года — «Народный рейтинг») – 40-е место из 85. Их подводит Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» на основании мнения социологов, политиков, политконсультантов, политтехнологов, экономистов, философов, специалистов Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, журналистов и политологов со всей страны. Среди них политолог, директор Центра исследования политических трансформаций Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Дмитрий Сельцер:

 

«2019 год – предпоследний в текущем губернаторском цикле главы Тамбовской области Александра Никитина. Поскольку в такое время всегда возникает ситуация политической неопределённости, по мере приближения 2020 года динамизируются и спрессовываются во времени все процессы. Ключевые политические акторы, на что-то претендующие и к чему-то стремящиеся, демонстрируют активность. С другой стороны, это своего рода, «точка сборки» внимания, оживления и обновления дискурса вокруг фигуры действующего губернатора с осмыслением его места и роли в жизни региона. Что влияет на рейтинг губернатора? Убирая полутона и не вдаваясь в детали, вижу ситуацию следующим образом.

 

Вначале – о плюсах: о том, что этот рейтинг, безусловно, повышает. Это, во-первых, беспрецедентное для Тамбовщины дорожное строительство в 2019 году. Наш регион всегда был областью разбитых дорог. Теперь это совершенно не так. На какие деньги это было сделано – вопрос второй. Рейтинг повышается успешным делом (построенными дорогами), а не анализом, на какие средства оно реализовано.

 

Во-вторых, именно при Никитине был введён перинатальный центр, в 2019 году ставший эффективным и едва ли не образцовым современным медицинским учреждением. Он был долгостроем в своё время, достраивался в ходе выборов 2015 года и был одной из реперных точек кампании Никитина.

 

В-третьих, следуя федеральным веяниям, тамбовский губернатор одним из столпов своей внутренней политики последних лет сделал опору на молодых. Он, действительно, им доверяет. Конкурс «Лидеры Тамбовщины» обеспечил кандидатов на позиции в элитных иерархиях, прежде недоступных для молодёжи. Связь с ней, опора на молодых повышает активы главы региона.

 

В-четвёртых, во второй половине своего губернаторства Никитин стал налаживать адекватные коммуникации с обществом, чего не было в начале губернаторского срока. Были созданы общественные префектуры с внятным набором задач и полномочий.

 

В-пятых, губернатор в 2019 году не допустил массовых протестов дольщиков, демонстрируя намерение решить их проблемы. В ряде случаев это ему удалось, в том числе через договорённости с тамбовскими девелоперами.

 

 

Теперь – о минусах, бьющих по рейтингу. Во-первых, отсутствие экономических прорывов, невысокие доходы населения и существенный отход. Каких-то позитивных изменений, если это вообще возможно, здесь не происходит. Понятно, что чудес не бывает: Тамбовщина – безресурсный регион. Её ресурсы – земля, сельское хозяйство. Но эти ресурсы губернатор едва ли контролирует. Здесь ключевое влияние имеет федеральный аграрный бизнес. На фоне высоких ожиданий от его прихода в 2015 году неспособность Никитина переломить негативные тенденции, очевидно, плохо влияет на его рейтинг.

 

Во-вторых, ровно такое же влияние на рейтинг оказывают раздиравшие область в течение уходящего года конфликты в местном политикуме. Не имея изначальной укоренённости в элитах, губернатор, мне представляется, так и не сумел взять под контроль отношения с ними. Верноподданичество в его адрес, выраженное через «Фейсбук», ровным счётом ничего не значит. Характер и эффективность отношений элит и губернатора определяет вовсе не это.

 

В-третьих, частью предыдущего тренда, ухудшающего губернаторский рейтинг, являются конфликты вокруг «мусорного» бизнеса, достигшие в уходящем году апогея. Не хочу вдаваться в суть конфликта, но эта тема фокусирует сейчас внимание и регионального общества, и федеральной власти. Способность/неспособность руководителей регионов гармонично решать мусорные проблемы являются для федерального центра вполне определённым индикатором их состоятельности. Вяло разрешаемые конфликты опускают рейтинг любого губернатора.

 

В-четвёртых, коррупционные скандалы. Они формируют негатив вокруг первого лица региона. Отсутствие внятного влияния Никитина на силовиков вылилось в череду действий правоохранительных органов, растворяющих управленческую команду губернатора и, соответственно, дезорганизующих её. В настоящее время происходят плановые замены некоторых руководителей силовых ведомств региона. Сможет ли глава администрации области выстроить с ними иные отношения, покажет время. От этого зависит многое, в том числе и его будущий рейтинг».

 

Главы соседних областей расположились в национальном рейтинге губернаторов следующим образом: Александр Гусев (Воронежская область) – 17-е место, Николай Любимов (Рязанская область) – 60-е, Игорь Артамонов (Липецкая область) – 51-е, Валерий Радаев (Саратовская область) – 62-е, Иван Белозерцев (Пензенская область) – 65-е место. Губернатор Московской области Андрей Воробьёв на 30-й позиции, глава Ленинградской Александр Дрозденко – на 10-й.

 

Фото: LifeTambov.ruRuspolitology.ru.

 

Поделиться в соцсетях:

Комментарии 2

  1. Дмитрий 30 декабря 2019, 12:58
    Построили перинотальный центр, а смертность детей до года увеличилась. Деревня Лужки, Тамбовского района, не далеко от города, у меня там живут родители, так лишний раз к ним не везу внуков, потому что дорога как после войны, вся в ямах, хотя в данной деревне сейчас много молодых семей проживает с детьми. К власти в нашей стране идут люди которым надо решать свои проблемы и интересы.
    1. Ирина 12 января 2020, 19:47
      Почему в Курске проезд по карте на ОТ и маршрутках стоит 18 рублей, а в Тамбове 20 рублей? Потому что в Тамбове живут более состоятельные люди? Курск намного больше по территории, хотя и по количеству жителей тоже. Моё мнение, что чем в худшем состоянии находится ОТ, тем дороже проезд. Хотя и там бывает похожая история: для прохождения оплаты там предлагают несколько раз приложить карту пока не выйдет чек. А это приводит к повторному совершению покупки. Надо ставить терминал такой, как в Москве и фиксировать на количество считывания отдельным контроллером. Тогда повторно не проведешь одной картой. Мне не жалко 54 рубля, которые я заплатила за проезд вместо 18, но должна быть нормальная оплата с современными инструментами. Проезжала я на маршрутке примерно в 12:30, а оплата прошла в 19:18. Где я кого ловить буду для возврата?