Священник Тамбовской епархии отец Виталий Щербаков: «Нас ругает тот, кто ничего не построил. Мы действуем в рамках закона»

Не так давно Тамбовская митрополия активизировалась в интернете. У неё появился канал на YouTube, а в соцсетях всё чаще можно увидеть комментарии священнослужителей по поводу особенно резонансных вопросов, касающихся деятельности РПЦ. Один из наиболее медийных представителей митрополии в Тамбове священник отец Виталий Щербаков побеседовал с LifeTambov.ru о нашумевших и нереализованных планах Тамбовской епархии, а также о том, почему блогерство набирает популярность среди представителей духовенства.

 

О КАНАЛЕ НА YOUTUBE

 

— Почему вы решили создать канал на YouTube?

 

— Потому что сейчас православная церковь должна заявить свою позицию по ряду вопросов. Очень часто в соцсетях появляется недостоверная информация о деятельности Тамбовской епархии. Канал мы открыли около года назад. Первые видео были, скорее, пробными: посмотрели, как пойдёт. Сегодня у молодёжи развито именно клиповое мышление, люди воспринимают действительность в виде ярких фрагментов. Вот мы и решили в рамках небольшого промежутка времени рассказывать людям о важных, на наш взгляд, вещах, которые можно обсудить. Ведь большие комментарии в интернете не очень читаются, видеоформат выигрывает.

 

 

— Для кого вы делаете ролики?

 

— Для всех, кто имеет доступ в интернет. Для тех, кто привык анализировать и думать и готов услышать позиции всех сторон. А вывод, который он сделает, будет его, главное, что он может услышать все точки зрения. Речь не идет о возрастной, национальной или религиозной принадлежности.

 

— Как проходят съемки? Сколько времени тратите на подготовку?

 

— К видео мне помогают готовиться обучающиеся семинарии. Мы записываем с первого раза, подготовки нет. Это потому что подготовка может вызвать некую искусственность. А в ней необходимости нет. Если есть какие-то вопросы, то мы собираемся и оперативно их обсуждаем. У меня листочек обычно, на видео видели? Я записываю на нём ключевые вопросы, на которые надо ответить. 

 

— Планируете ли регулярно выпускать ролики?

 

— Да, планируем. У нас ведь много вопросов, которые подлежат обсуждению. Ролик – это ответ, а вопросы будут периодически возникать. Это альтернативное мнение, в ином случае, если его не будет, люди могут подумать, что всё, что про нас пишут, – правда. Мы эти ролики и комментарии пишем не для тех, кто выкладывает эту информацию. Это для простых людей, кому интересно услышать альтернативное мнение.

 

  

— Нацелены на увеличение числа подписчиков?

 

— Нет, никакой цели с точки зрения количественных показателей нет. Если гнаться за числом подписчиков, то можно убить идею. Мы хотим общаться.

 

— Когда создавали канал, ориентировались на опыт православных блогеров?

 

— Да, и частично светских. Только просто слепое копирование – неинтересно. Нужно всегда что-то делать своё. Взять что-то за основу, но это должен быть только фундамент, на котором ты построишь дом. Наши ролики не будут одноформатными, они будут на разные темы. Об истории семинарии, ответы на темы в интернете, ролики по истории храмов, истории Тамбова и области, про братьев Антоновых, которые похоронены на территории Казанского монастыря. Мало кто об этом знает. Вот, например, на площади, где стоит памятник Тамбовскому мужику, раньше был концлагерь для жен и детей участников антоновского восстания.

 

 

О НЕГАТИВНЫХ КОММЕНТАРИЯХ

 

— Почему блогерство сегодня приобретает популярность среди представителей духовенства?

 

— Это идёт от общества, наверное. Все семинаристы – ребята современные. И как будущие пастыри они должны учиться работать в различных форматах, в том числе и в социальных сетях. Для того чтобы всё это сочетать и не терять связь с людьми, мы тоже создали аккаунты, где рассказываем о своей деятельности, и вот решились на YouTube. И в принципе, если вы замечаете, наши комментарии в Сети стали появляться чаще. Мы готовы к критике, мы готовы обсуждать и разговаривать.

 

— Что думаете про отрицательные комментарии под собственными роликами?

 

— Все они сводятся к одним и тем же штампам, они ведь не меняются. Если посмотреть столетнюю историю и сравнить с современной, то ничего не изменилось. Конечно, видео вызывает как положительный, так и отрицательный отклик, и это нормально. Если вы видели, то я далеко не всё комментирую. Есть информация, до которой даже не хочется дотрагиваться, потому что она настолько бредовая и откровенно лживая. Зачем отвечать, когда и так все понятно. Есть информация, где выдается полуправда или церковь обвиняется в том, что она не совершала. Вот когда мы это видим, тогда мы вступаем в полемику.

 

О ПЛАНАХ ЕПАРХИИ, НЕ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПОСЛЕ РЕЗОНАНСА В МЕДИА

 

— Поговорим о конкретных случаях бурной реакции общества и соцмедиа на действия митрополии. «Монастырская стена»?

 

— По проекту «монастырской стены» было очень много дискуссий. У нас есть компьютерный фильм на эту тему. Думаю, в ближайшее время выложим его на канал. Мы периодически показываем его в семинарии и думаем выложить в общий доступ. И волна будет большая: кто-то за, кто-то против – и это нормально. Для того и существуют разногласия, чтобы прийти к единомыслию.

 

Стела на площади Льва Толстого?

 

— Тоже был шум. Из-за чего? Из-за того, что там когда-то храм стоял? Мы не собирались его возводить. Предлагаемая стела была меньше круглого стола. Что здесь плохого?  Хорошо. На зданиях Тамбова периодически появляются таблички, на которых написано, как тот или иной деятель приезжал в Тамбов в том или ином году. Это событие обозначено в стиле «тут жил Усиевич», «тут был Калинин». Вы свое увековечиваете, а нам нельзя? А ведь памятник на площади Льва Толстого рассчитали архитекторы, чтобы композиция парка в целом не нарушалась. А сколько шума! Пока отложили, будем беседовать с гражданами. И ведь только сорок человек было против, а несколько тысяч – за. Если мы говорим о демократии, то почему так? Много вопросов интересных. Важных. Для этого мы и открыли канал на YouTube.

 

 

— Что вы скажете по поводу сформировавшегося на фоне подобных историй мнения о том, что церковь только забирает и ничего не отдаёт взамен?

 

— Нас ругает тот, кто ничего не построил и ничего не сделал. Мы действуем в рамках закона, если он нам это позволяет. Почему мы не можем им воспользоваться? На Карла Маркса тоже была спортивная школа. Анонсировали, что новую построят. Только там появился жилой дом, плюс коммерческая организация. Владыка построил гимназию, сделал семинарию. Почему коммунисты не могут построить детский садик?

 

Действительно, говорят, что церковь только забирает и не платит налоги. Мы платим те налоги, которые платят все некоммерческие организации, и не платим те, что не платят и они. Если в будущем закон будет регламентировать иное, значит, будем подчиняться закону. Скажут платить, будем платить.

 

Есть такой человек – Протоиерей Виктор Иванович Шальнев, настоятель Троицкого монастыря и директор Православной гимназии. На его отца после хиротонии в 60-е годы шли гонения. У него был налог на зарплату 80%. То есть он отдавал эти деньги государству. У него отобрали земельные участки, и даже в палисаднике он не мог посадить ни картошку, ни морковь. Он всегда рассказывает: «Я помню, мама плакала и спрашивала, как мы будем жить, отец?», но все как-то управилось. Люди по осени помогли и принесли и картофель и морковь. Люди сердцем чувствуют, и никаких вопросов.

 

А как храмы закрывали и превращали в мастерские? Был хороший храм в Тамбове, а надо закрыть. Знаете, как? Настоятеля убрали, а сделали «десятки». Брали хороший храм, накладывали на него нитку, извилины. Фотографировали, а потом говорили, мол, видите, трещина, там опасно, мы его ликвидируем. Сейчас мы восстанавливаем многое.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ СОБЕСЕДНИКА

 

«У нас учится семинарист, у которого высшее образование получено в Чикагском университете. Он инженер. Знаете, сколько там, в рамках гендерных исследований, полов различают? 57! 57 полов официально различают на западе. И под это выделяются огромные деньги. А мы что, хотим то же самое? И мы дойдем до этого, если растеряем все скрепы. Это их личное дело, пожалуйста. Нравится жить в грехе – живите. Господь даровал свободу воли. Мы не людей осуждаем, а грех в человеке, и стараемся преодолеть этот грех. А человека всегда жалко. А для чего такая «семья»? Это ненормально, неестественно. Мы не кричим на каждом углу о своих деяниях. И мы не всех допускаем до крещения, до венчания. И видно сразу, верующий или неверующий человек. А еще, знаете, что такое вера? Вера – это когда во время утраты человек понимает, что жизнь на этом не закачивается. Это всегда начало новой жизни. А что атеизм обещает? Атеизм говорит, произошёл от обезьяны, после смерти ничего нет. Что ж, кому нравится быть потомком обезьяны и уходить в небытие, пусть будет по-вашему. «По вере вашей да будет вам». А что говорит православие? Что человек создан по образу и подобию Божию. И после этой жизни, если она прожита по заповедям Господним, человека ждет и награда, и жизнь вечная».

 

Биографическая справка: Виталий Щербаков – первый проректор Тамбовской духовной семинарии. Окончил Воронежский институт МВД России по специальности «юриспруденция». Учился в ТГУ имени Г.Р. Державина, где получил дипломы магистра и аспиранта по направлению подготовки «Религиоведение». Возглавляет отдел по делам молодежи, культуры и паломничества Тамбовской епархии.

 

 

Фото © LIFETAMBOV.RU

 

Поделиться в соцсетях:

Комментарии 17

  1. ХМ 18 февраля 2020, 23:25
    Я обычный горожанин - и я категорически против захвата церковью общественных мест - парков и скверов. Город для всех - а эти хотят в центре города свои владения стеной от жителей отгородить. Часто гулял по парку - Б. Энтузиастов - после захвата там земель церковью - не был там ни разу, часто гулял около З. Космодемьянской - после того как оттяпали пол сквера, вырубили деревья - не был там ни разу. Город для всех жителей - а не только для РПЦ и ее паствы!
    1. Гость 19 февраля 2020, 12:29 1
      Ты просто ничего и никогда не строил.
    2. А. 19 февраля 2020, 11:53
      Храмы - украшение города. Территории вокруг храмов всегда благоустроены лучше, чем "общественные места". Люди всегда ухаживают за тем, что им дорого. А "общественные места" любители прогулок и отдыха повсеместно превращают в помойки, требуя от городской власти, чтобы она за ними убирала. В многолюдном северном массиве города тоже должны быть свои храмы. Пусть и там будут островки, радующие глаз.
      1. горожанин 19 февраля 2020, 15:051
        А потом через суд признают право собственности. Зачем воздвигли объект на Динамо? Интересно, кто из жителей поднимал вопрос строительства церковного объекта в этом месте? Ведь прикрываются именно местными жителями! Не надо насаждать веру!
        1. прол 19 февраля 2020, 20:10
          это оскорбление чувств атеистов. и я не шучу, чёрт возьми!
          1. Сергей 19 февраля 2020, 21:53
            Часто говорят, вернее орут - храмы не нужны! Тебе не нужны, но ты же не один. Людям многим, особенно старшего возраста, нужны, но на их нужды то наплевать молодежи, у которой ничего не болит, потерь в жизни нет, интересы пока другие. Мне не надо, значит и всем, и точка. Так проведите опрос по местным домам, и редко кто скажет, что-то плохое о церкви. Большинству будет пофик, так, положительно к церкви пофик ракурс, а противников явных церкви наберется с гулькин член, хотя они и считают себя главными выразителями общества. Вот этих противников всех надо собрать вместе и направить на посадку деревьев, выдать лопаты и саженцы, раз они радеют за парки. Всю энергию в мирное русло )
            1. ХМ 20 февраля 2020, 11:58 1
              Где начинается свобода одного, заканчивается свобода другого (с) Бакунин - я с ним полностью согласен - у нас одни постоянно хотят урвать себе кусок - за счет других.
              1. Православный христианин. 10 марта 2020, 18:31 1
                Да не против веры и церкви люди, а против уничтожения среды обитания жителей города, против вырубки деревьев, захвата городской земли, заборов посреди города. И потом, кому нужны новые храмы, если в старых-то пусто? Есть же какой-то предел, после которого место остается пустым. Также, как и с торговыми центрами. Пустуют ТРЦ Акварель, возле обл. ГАИ, новый на Студенце. Так и церкви. Если есть 10 или 20 тысяч прихожан, то сколько ты церквей не строй, заполняться они не будут. В стране ежедневно(!) строится 5 новых церквей. Для кого?
              2. Гермоген 20 февраля 2020, 15:50
                Проблема в том, что епархия не идёт на диалог с людьми, и не ищет компромиссов. Если храмы имеет практический смыл строить, то колокольни и стены это бессмысленная трата денег. Причём огромных. Это при том, что рядовые работники храмов часто получают зарплату ниже 10тыс. Зачем нужна монастырская стена, от кого защищаться? Да и монастырь там только по названию. Монахи живут по сути в миру и мирскими делами занимаются. Уже не говоря о том, что на фоне нищеты населения, это выглядит как пир во время чумы.
                1. Православный христианин. 10 марта 2020, 18:34 1
                  Гематоген, согласен со всем, кроме того, что есть смысл строить новые храмы. Они все скоро станут мечетями. В Тамбове уже приезжих из Узбекистана, Таджикистана, Ирака, столько, что ощущаешь себя как в Самарканде.
                2. Гость 20 февраля 2020, 22:11
                  Ну если вера для людей, то почему все обряды в храмах платные? Венчание, отпевание, крещение, освящение автомобиля... Это ведь давно уже предоставление услуг!
                  1. Местный 10 марта 2020, 18:35 1
                    Да потому что это - бизнес! И ничего больше. Никакого отношения к вере и к Богу церковное чиновничество не имеет.
                  2. Гость 21 февраля 2020, 11:04
                    Абсолютных безбожников не так много, просто кричат они громче всех... Всё пройдёт и жизнь тоже. За всё будем отвечать. Самое впечатляющее в нашем Тамбове это храмы, наш владыка монах. Вся эта красота навсегда останется в нашем городе. И не решайте за всех, что нам надо, а что нет.
                    1. прол 25 февраля 2020, 21:11 1
                      уже много. и их количество растёт. более ста лет религии в нынешнем виде не протянут. уж больно много в них небылиц и противоречий.
                      1. Дмитрий 12 марта 2020, 10:17 1
                        Мизерное количество храмов в нашем городе. Пальцев двух рук хватит, чтобы все сосчитать. Это на 300 тысяч жителей, на большое количество верующих. Небылицы и противоречия уйдут, если человек ходит в храм, а не судит о церкви со стороны, не видя и не пытаясь разобраться в ее жизни. А жизнь в Боге - это следование Его заповедям.
                        1. Амфилохий 13 марта 2020, 08:15 1
                          На 300 тысяч жителей 15 тысяч верующих - это статистика! Возьмите любой храм в Тамбове и придите туда в воскресенье.И так по каждому храму. Потом сложите количество присутствующих на воскресных богослужениях и посчитайте. Вы поймете, что только 1% населения ходит в храмы Тамбова как "прихожане". Остальные 3-4 % населения города ходят ради "традиций" или по "нужде". Любой настоятель храма вам скажет что на богослужения ходит только максимум 3% населения, какой бы населенный пункт не был.
                          1. Православный христианин. 13 марта 2020, 19:30 1
                            Согласен, Ампилогий. Кроме того, некоторых ( в том числе и меня) отвращают от посещения церквей стоящие возле входа группы асоциальных элементов, цыган, фальшиво желающих тебе здоровья и в душе (а то и вслух) посылающих тебе проклятия, если ты прошёл мимо. Идёшь, как сквозь строй. Настоящих юродивых, убогих, несчастных людей у церкви не встретить. Пьяницы просят на выпивку, для цыган это образ жизни. А нищих старушек туда, видно, вышеназванные граждане не подпускают. Попрошайничество - хороший бизнес. Почему церковные власти его не пресекают? Вопрос к Вам, Виталий.