01.11.2016 12:20 Мнения

Людмила Макарова: «Финансовые средства расходуются не всегда обоснованно и осмысленно, а рычагов влияния на происходящее у самих инвалидов практически нет»

Область планирует потратить 2 млрд рублей на формирование «Доступной среды» для инвалидов. Предполагается, что к 2021 году социальная инфраструктура станет на 68 процентов доступной для людей с ограниченными возможностями. При этом, 1,5 млрд на «Доступную среду» уже потратили с 2011 по 2015 год. О том, пошли ли средства впрок и на что надеяться инвалидам после обещанных 2 млрд,  LifeTambov.ru рассказала исполнительный директор Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель» Людмила Макарова.

 - Многое в области делается для улучшения качества жизни инвалидов, но строительство некоторых объектов в регионе не только по программе «Доступная среда» на деле нередко препятствует полноценной жизни инвалидов. Яркий пример — надземный переход в посёлке Строитель. Какова позиция «Аппарели» относительно такого неоднозначного строительства?

  — Введенный в строй надземный переход в поселке Строитель стоимостью в 34 млн. руб. построен в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области», рассчитанной на 2014-2020 гг. Нас шокировала информация строителей, озвученная при открытии этого объекта: «В переходе предусмотрены пандусы для лиц с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья — Авт.) и МГН (маломобильные группы населения — Авт.)». Дело в том, что мы сами побеседовали с представителями этих групп населения: по их мнению, пользоваться этими пандусами – попросту опасно для жизни.

 Узнав, что по этой схеме в регионе в ближайшие три года планируется возведение еще семи переходов, пять из них — в Тамбове, мы не смогли остаться сторонними наблюдателями. Мы будем бить тревогу! Почему демонстрируется такое пренебрежительное отношение к маломобильным группам населения? Где координирующая роль ответственного исполнителя программы «Доступная среда», где точка зрения соисполнителей программы? Можно, конечно, сослаться на факт финансирования строительства в рамках другой госпрограммы. Но вы представляете, сколько людей будет обречено на мучения после строительства ещё семи переходов без подъемников?!

 - Касательно транспорта, ситуация та же? Насколько известно, в новых автобусах, которые курсируют по облцентру, предусмотрены опускающиеся площадки для въезда инвалидов-колясочников.

  — В Тамбове и раньше ходил низкопольный транспорт, недавно пустили ещё 18 автобусов, вот только на практике пользы инвалидам от них мало — площадки для людей на колясках всё равно опускаются очень редко! Они вроде бы есть, но почему-то не срабатывают!

 Инвалиды коллективно обращались в МУП «Пассажирские перевозки», разъясняли руководству и водителям, с какими именно трудностями, возникающими при посадке–высадке пассажиров с ОВЗ, они сталкиваются, объяснили, как не должен опускаться пандус-площадка. Тем не менее, водители по-прежнему не могут, а чаще всего не хотят подъезжать к бордюру у остановки. Поэтому даже если пандус и откидывается, то прямо на проезжую часть под углом 45 градусов. Из такого положения коляска может покатиться без возможности её остановить. Тем временем на остановке предусмотрены карманы для въезда автобуса, бордюры. Но водители чаще всего этими средствами пренебрегают. Плюс ко всему, далеко не все остановки приспособлены для низкопольного транспорта — нет платформы (высокого тротуара), на которую мог бы опуститься пандус из транспорта.

 При получении предыдущих автобусов инвалиды и МГН вместе с руководством области и города радовались открывающимся новым возможностям в передвижении, но реалии сразу дали о себе знать – в первом же пробном рейсе новые автобусы оказались не столь удобными для инвалидов, как заявлялось. Никто не учёл пресловутый человеческий фактор! Ведь в реальной жизни не только водители, но и кондукторы не всегда готовы обслужить людей на колясках и незрячих инвалидов. Я вам больше скажу, они зачастую даже не знают слов «пандус» и «аппарель», и само собой, не умеют ими пользоваться, ссылаясь на отсутствие инструментов или неработающую помпу для снижения уровня автобуса. Так, в центре города инвалиды на колясках не могут уехать с остановки в течение двух часов! Тем временем Тамбов светится призывами на баннерах типа «Пусть каждый чувствует, что он счастлив!» — на фоне малодоступных сопряжений с проезжей частью и разгромленных тротуаров, недоступных зданий социальной направленности, экстремальных рельсовых пандусов.

 - Частичным решением проблемы могла бы стать служба социального такси.

  — Так и есть. В Тамбове и Мичуринске она уже появилась: машины представляют собой спецавтотранспорт с подъемником. В Котовске такого пока нет, но можно заказать такси в службе «Забота». Наличие социального такси значительно облегчило жизнь людей в инвалидных колясках. Слаженная работа службы оставляет благоприятное впечатление. Хорошо, что есть эта услуга, но необходима помощь в транспортировке инвалида социальным такси из дома. Волонтеры – явление приходящее и уходящее,  у них своя жизнь, учеба, работа, а люди звонят и просят помощи при транспортировке. Казалось бы, в городе много волонтеров, а помочь спуститься по лестничным маршам некому. Сегодня тамбовские инвалиды очень нуждаются в службе  сопровождения, естественно, при соответствующей доплате сопровождающему  персоналу, возможно, за счет  вызывающего клиента, по льготному тарифу.

 - Что касается ушедших 1,5 млрд на «Доступную среду», как по-вашему, инвалиды почувствовали эти деньги?

  — После паралимпийских игр развитие доступной среды получило мощный импульс не только в Сочи и Адлере, но и во всех регионах РФ. Но встречаются случаи закупки бракованного оборудования или оборудования, которое быстро выходит из строя. С этой проблемой мы столкнулись и в Тамбове. Так, в драмтеатре установлен недешевый подъемник, который гордо, как памятник, стоит на подиуме… Да вот только он никогда никого не поднимал и не поднимет — проблема с аккумуляторами.

 А сколько всего такого оборудования закуплено по Тамбовской области? Ступенькоходы, подъемники и т.д. Вопрос пока риторический. Ведь деньги осваиваются в основном в спешке, в конце года, по результатам тендеров, не оставляя возможности выбора для приобретения доступного оборудования, которое актуально для людей с ОВЗ.

 Большие финансовые средства расходуются не всегда обоснованно и осмысленно, а рычагов влияния на происходящее у самих инвалидов практически нет. Инфраструктура «Доступной среды» носит не системный характер и представляет собой, в основном, отдельные объекты вне зависимости друг от друга и не соединенные единой концепцией городской инфраструктуры, не говоря уже о малых населенных пунктах. В некоторых случая факты освоения денег есть, но услуги нет. Нет координирующей роли со стороны совета по делам инвалидов при Главе администрации Тамбовской области, а порой со стороны ответственного исполнителя. Нет оперативного межведомственного взаимодействия.

 - В каких объектах инфраструктуры сейчас нуждаются тамбовские инвалиды? Как распланировать грядущие средства, чтоб 2 млрд опять не «освоились в спешке»?

  — Думаю, пора завершать эпопею, практически сагу, о подъемниках в подземном переходе облцентра. Мы кричим об этом из года в год. И дело там не в крутых ступенях, а в подъемниках, которые попросту не переданы в муниципальную собственность и стоят бесхозные, а это сотни тысяч рублей федерального бюджета, так и не превратившиеся в услугу для МГН. Просим прокуратуру вникнуть в эту проблему и разобраться со сложившейся ситуацией.

 Как всегда, актуальна проблема пандусов. По всему городу много примеров, где они упираются в урну, дерево или бордюр тротуара, который инвалид не может миновать. Либо они и подавно сделаны под не мыслимым углом. В основном это касается коммерческих заведений. В центре Тамбова, к примеру, у сооружений общепита  вообще нет пандусов,  к тому же, двери в неудобном месте, узкие входы в туалеты.

 Также реконструкции подлежат съезды-сходы с тротуара, которые должны равняться от 2-4 см, а на практике даже в центре города это правило нарушается (в подтверждение имеются фотоснимки).

 Хотелось бы обратить внимание  нового главы города Тамбова на решение старых проблем. Ранее комитет по социальной политике находился на улице Советской, в центре города, где ходит много низкопольного транспорта, вход оборудован пандусом. Почему-то комитет был переведен на улицу Гастелло, 32а. Причем заново пришлось строить пандус при входе в здание стоимостью 29 000 руб., но подняться по нему самостоятельно инвалид не может. Сама социальная служба находится на втором этаже. На наш запрос администрация Тамбова ответила: «По техническим данным оборудовать лифт для инвалидов-колясочников не предоставляется возможным». Напрашивается вопрос: почему самая важная социальная служба города размещена в недоступном для инвалидов-колясочников месте?

 В России существует практика, когда люди, искренне желающие понять проблемы людей с ОВЗ, сами садятся в инвалидное кресло и мужественно исследуют доступную среду вместе с инвалидами. Порой кажется, что и нам бы очень не повредил такой подход с нашим отношением к тамбовским инвалидам. 

Поделиться в соцсетях:

Комментарии 1

  1. Рычагов 01 ноября 2016, 16:41
    "… а рогачёв влияния на происходящее..."

    Спасибо за внимательность!
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.