11.10.2017 15:50 Мнения

Сергей Чеботарёв: "Мы сегодня говорим не о содержании образования, не о методике, а только о контроле"

Недавно в Тамбове отпраздновали День учителя. 5 октября в молодёжном театре поздравили лучших работников образования, представили учителя года – педагога начальных классов 33-й школы Дарью Пеняскину, наградили учителей, добившихся высоких результатов в профессиональной деятельности. В этот день мэр Тамбова Сергей Чеботарёв, глава областного избиркома Андрей Офицеров и директор одного из лучших образовательных учреждений страны, лицея №14 Тамбова Геннадий Любич рассказали LifeTambov.ru, как на самом деле хорошо и не очень быть учителем, что собой представляет нынешнее образование и как трансформировался российский ребёнок за последние десятилетия.

СЕРГЕЙ ЧЕБОТАРЁВ,

глава Тамбова, в прошлом учитель истории

Почему решил стать учителем?

«…это одна из лучших профессий, которые есть на свете»

— Это произошло очень естественно. Я, собственно, со второго-третьего класса не сомневался в том, кем буду. Не знал только предмет — его выбрал где-то в 8-9 классах. Мне очень нравится школьная атмосфера, у меня были прекрасные учителя, и мне хотелось быть похожим на них. Я до сих пор считаю, что это одна из лучших профессий, которые есть на свете. Она даёт возможность общаться с огромным количеством интересных, ярких людей, быть среди молодежи, возможности для творчества. Настоящие учителя, которые всерьез живут профессией,  никогда не стареют. Самый главный плюс — возможность быть среди ищущих людей. Тогда и сам остаешься таким.

Но профессия эта, конечно, не из легких. Дети бывают разные, иногда и терпение подводит, и профессионализма не хватает, чтобы выстроить нормальные отношения. Как следствие — огромное нервное напряжение и усталость.

Про педагогов

«Мы увлеклись сферой контроля»

— Сегодня для учителя главное — не стать «натаскивателем на вопросы ЕГЭ». Это самый большой риск: можно освоить методики и настаскивать на тесты, но тогда профессия становится блеклой и интерес уходит. Учитель — это больше чем человек, который дает ограниченный круг знаний. У нас существует прекрасная педагогическая традиция в стране, традиция гуманной педагогики, когда учитель видит в человеке личность, таланты и раскрывает их. Мы как-то забыли, что у нас были выдающиеся педагоги: Сухомлинский, Ушинский. Мы же увлеклись сферой контроля. Говорим не о содержании образования, не о методике, а только о контроле. Все это «сушит» учителя, которому больше нужен живой диалог с ребенком. Страшно утратить творческий потенциал профессии. Поэтому я бы пожелал в первую очередь учителям творчества, потому что только это оправдывает те огромные моральные, физические и прочие затраты, которые требуются от учителя.

Про школьников

«Сегодняшние старшеклассники повзрослели раньше срока»

— Сегодняшние старшеклассники очень ответственно стали относиться к своему обучению, выбору профессии, будущему. У них есть внутренняя дисциплина. Как мне кажется, они повзрослели раньше срока и всерьез относятся к качеству знаний, потому что от них зависит их будущее.

Почему ушёл из профессии?

«…решил, что надо пожалеть ребят»

— Я проработал учителем 8 лет, и когда меня позвали работать в администрацию, был уверен, что смогу совмещать одну и другую работы. Несколько лет это удавалось, но потом стало понятно, что из-за различных мероприятий, командировок приходится переносить или отменять уроки. Так что решил, что надо пожалеть ребят.

АНДРЕЙ ОФИЦЕРОВ,

глава Тамбовской областной избирательной комиссии, в прошлом учитель истории и обществознания

Почему решил стать учителем?

«…моя мечта детства»

— Я преподавал 97-го по 2003 год историю и обществознание в Бондарской средней школе, где учился и сам. Закончил исторический факультет ТГУ им. Г.Р. Державина. Начал с полставки вожатого и четырёх часов истории. Закончил свою деятельность в школе заместителем директора по воспитательной работе. Быть учителем — моя мечта детства. Много факторов повлияло на это решение, на эту мечту, на ее зарождение. У меня бабушка в военные и послевоенные годы была учителем начальных классов. Я часто бывал у нее, рос в атмосфере «учительской тусовки». Бабушка уже была на пенсии, но, тем не менее, у нее по выходным всегда собирались учителя. Это было здорово, и я во всем этом жил.

Потом была история с моей первой учительницей, которая поставила мне «5» на ладони за то, что я выучил наизусть «Крестьянских детей» целиком и с выражением рассказал. После этого я решил, что обязательно стану учителем.

Мы часто ходим в школу, потому что надо, и редко – потому, что хочется. На уроки истории хотелось всегда, потому что там было интересно. Так уже в более сознательном возрасте родилось решение стать учителем истории, когда я понял, что осознанно начал посещать уроки истории в школе.

Про педагогов

«Можно построить школьный дворец, покрыть золотом, но он не будет давать образование и воспитание»

— Школа – это всегда история отношений учителя и ученика. Если ученик не постигает какую-то науку, это не его вина, это вина учителя. Можно построить школьный дворец, разукрасить его во все краски мира, покрыть золотом, но он не будет давать образование и воспитание. Эффект от работы учителя, казалось бы, отсроченный, но это не так. Прелесть, в том, что эффект от урока происходит сразу после него. Он — в самоудовлетворении учителя в первую очередь, в знаниях, которые ученик получает на уроке.

Учитель – профессия творческая, и как любая творческая профессия, учительство очень сложно относится к бюрократии. Писать отчеты неинтересно. Бюрократическая часть в большей степени присутствует в профессии, а должно преобладать творчество: самоотдача не в какие-то бумажки, а в детскую душу и детское творчество.

Педагогам хочу пожелать мудрости, терпения, ответственных руководителей, которые будут заботиться о моральном климате в коллективе и о благосостоянии учителя. Ученикам хотелось бы пожелать хороших учителей, потому что от этого зависит обучающий процесс, а он неразрывно связан с процессом воспитания. К сожалению, сейчас учителя забывают об этом. Привить навык, научить и воспитать – это триединая цель, она была заложена университетскими преподавателями. Когда уже изучаешь методику преподавания, понимаешь, что этому алгоритму следовали твои учителя.

Про школьников

«Образование какое-то время было мало кому нужно»

— Нет одинаковых учеников, все школьники разные. Интересно становится, когда пытаешься найти индивидуальный подход. При том, что это существует общность, класс, коллектив, группа, очень важно подружиться с единичным учеником. Особенно это было важно, когда я пришел работать в школу в 19 лет, и приходилось общаться практически со своими ровесниками.

Существует колоссальная разница между «вчерашними» и «сегодняшними» детьми. Образование какое-то время было мало кому нужно. Когда я оканчивал школу — это 94-й год – главным было то, что ты ходишь в школу, и это уже хорошо. А сейчас школьники разительно отличаются от прежних – они нацелены на результат с первых классов, ставят курс на рациональность, технократичность. Я не знаю, хорошо это или плохо, но, тем не менее, это заметно уже сегодня.

Почему ушёл из профессии?

«Я продолжил работу с детьми»

— Позвали в управление образования. Нельзя сказать, что дело было в каком-то карьерном росте. Я продолжил работу с детьми — три года с несовершеннолетними, по профилактике девиантного поведения и так далее. Было не так интересно, как в школе, но по-своему интересно. Это уже служба. Работа в школе — это служение, а работа в управлении — именно служба.

ГЕННАДИЙ ЛЮБИЧ,

директор Лицея №14 имени А.М. Кузьмина, учитель информатики

Почему решил стать учителем?

«Я не хотел быть учителем»

— Я не поступал в педагогический вуз, а учился на программиста в ТИХМе на факультете «Автоматизация химических производств» (АХП) по специальности САПР (система автоматизированного проектирования – ред.). Такой мысли не было никогда – быть педагогом, и с детства, как многие, я не хотел быть учителем. Мы были программистами, а в то время было очень модно в школах вводить новые специальности: информатика, основы вычислительной техники. И меня уже с третьего курса пригласили работать сразу несколько образовательных организаций. Я начинал на производственном комбинате, год работал оператором ЭВМ и параллельно в 24-й школе, которую сам заканчивал. Потом устроился на «Пигмент» и отработал там три года программистом. Подшефной школой «Пигмента» была 29-я, и я там работал три года. Это все было по совместительству. Работать с умными детьми очень нравилось, тем более что программирование — это развивающаяся отрасль, она меняется год от года, это бурно развивающаяся наука, в ней ты можешь творить вместе с детьми – это очень интересно. В 1989 году Алексей Михайлович Кузьмин построил 14-й лицей и стал его директором. Тогда это была 14-я физико-математическая школа. Так совпало, что у меня закончился срок работы на «Пигменте» в качестве молодого специалиста, и он пригласил меня работать учителем в школе, а мне это было уже по душе. Я тогда «болел» педагогическими идеями, подписался на «Первое сентября», на «Учительскую газету», читал педагогов-новаторов. В итоге в 25 лет я пришел без педагогического образования в 14-ю школу, где сразу стал классным руководителем, а через четыре года — заведующим кафедрой информатики, которая есть и сейчас: у нас было очень много информатиков, и нас выделили в кафедру.

Про педагогов

«…работу педагога осложняют тем, что ежедневно требуют массу отчетов»

-В начале у меня были проблемы с непониманием, что такое методика, но это пришло со временем. Я этому стал уделять больше внимания, значения, отводить этому роль, потому что методика для преподавателя, ведущего свой предмет, — это важнейшая вещь. Знание предмета и построение методически правильного процесса преподавания и есть две составляющие успеха. Но сегодня разработать собственную методику мало, нужно подстроиться ещё и под современную модель административной работы, которая мешает учителю, отнимает время, которое можно было бы подарить детям. Я хочу сказать о том, что работу педагога сегодня значительно осложняют тем, что каждый день требуют массу отчетов, и это не совсем правильно.

Про школьников

«…мои ученики обогащают меня, удивляют и радуют»

— До сих пор сталкиваюсь с трудностями при общении со школьниками, каждый день практически. Это неизбежно и замечательно. Они творческие, непредсказуемые, всегда держат в тонусе. Я думаю, даже имея педагогическое образование, я бы никогда не смог угадать, что у них на уме на этот раз. Мне всегда казалось, что мои ученики обогащают меня, удивляют и радуют, дарят вечную молодость.

Поделиться в соцсетях:

Комментарии 2

  1. гость 24 октября 2017, 13:30
    мэр, когда же Вы городом-то займётесь: пробками, экологией, Студенцом, коммунальным хозяйством...?
    1. василий 30 октября 2017, 09:24 1
      100 процентов

    Спасибо за внимательность!
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.